?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
НОЧИ КАБИРИИ
Память об СССР
v_cccp
kinopoisk.ru-Le-notti-di-Cabiria-1676746.jpgLe-notti-di-Cabiria-1.jpg
Я очень люблю фильмы Феллини, но «Ночи Кабирии» оказались пробелом в моём образовании. И вот сегодня, на 54-ом году собственной жизни и на 60-ом году жизни фильма, я его восполнила.

История  вроде бы совсем незамысловатая. Поразительно живая и светлая героиня Джульетты Мазины, Кабирия-Мария, выживает в Риме так, как может в сложившихся обстоятельствах,  превратив себя в товар. Причём, выживает в буквальном смысле этого слова.
Фильм начинается со сцены её ограбления и попытки её утопить, предпринятой её же собственным дружком-альфонсом Джорджио ради небольших денег в её сумочке.
И заканчивается, описав оборот спирали, снова на берегу реки, куда её приводит для той же цели мнимый жених, аферист Оскар, после того, как она продала всё, что у неё было, чтобы начать новую жизнь со своим «ангелом».

А между этими двумя сценами – те самые ночи Кабирии и, отчасти, её дни.
·       В этих ночах и днях её «ночные смены» в кругу её товарок по ремеслу;
·       случайная встреча со знаменитым актёром, подобравшим её на улице просто ради компании, после ссоры со своей подругой;
·       другая встреча с человеком, развозящим милостыню бездомным, живущим в канавах на городской окраине;
·       представление фокусника-гипнотизёра, где её используют на потеху зрителям и где её и заприметил Оскар;
·       паломничество к Мадонне в толпе людей,требующих чуда и благодати, и удивлённая обида на то, что ничего не изменилось;
·       свидания с Оскаром;
·       разговор с монахом, говорящим о благодати и семейном счастье.
Этакая Антизолушка, рассказанная добрым, но честным сказочником Феллини в середине двадцатого века. Для зрителя из СССР она, наверное, смотрелась как грустная сказка о девочке, потерявшейся в каменном лесу большого капиталистического города.

А вот для зрителя, пережившего свою страну, имевшего возможность сравнить жизнь в СССР и жизнь без СССР, это уже не сказка, а страшный ночной морок, вырвавшийся в явь. В этом мороке для человека закрыты ВСЕ пути восхождения.
·       Ни образования;
·       ни осмысленного, общего с другими людьми дела;
·       ни искусства;
·       ни веры, которая не только в словах и обрядах, но в самой плоти жизни твоей и тех, кто рядом;
·       ни семьи, где старшие поддерживают и поднимают на своих плечах младших.  
Но не восходить живой человек не может (а Кабирия, повторюсь, очень живая). И вот она ищет путь в этом лабиринте, но за каждым новым поворотом попадает в очередной тупик, в котором стоит очередная фальшивка.
Концовка фильма, когда Кабирия, выходя из леса, встречает группу бродячих музыкантов в карнавальных колпачках, и кто-то из них говорит, что они заблудились, и это – не та дорога, но она идёт с ними, а потёкшая от слёз тушь на её лице выглядит весьма под стать их гриму, невольно навевает ассоциации с Гаммельнским Крысоловом и Балаганчиком Блока.
У меня нет вопросов к Феллини – он создал очень человечный и в высшей степени гениальный фильм. У меня нет вопросов к героине фильма – она прекрасна даже в своём крайнем унижении. У меня есть вопрос к самой себе и всем нам.

Вот он. Не пора ли нам проснуться от этого морока и вернуть свою страну, в которой человеку есть куда и зачем восходить?


  • 1

НОЧИ КАБИРИИ

Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «НОЧИ КАБИРИИ» в контексте: [...] Оригинал взят у в НОЧИ КАБИРИИ [...]

  • 1