?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
НОЧИ КАБИРИИ
Память об СССР
v_cccp
kinopoisk.ru-Le-notti-di-Cabiria-1676746.jpgLe-notti-di-Cabiria-1.jpg
Я очень люблю фильмы Феллини, но «Ночи Кабирии» оказались пробелом в моём образовании. И вот сегодня, на 54-ом году собственной жизни и на 60-ом году жизни фильма, я его восполнила.

История  вроде бы совсем незамысловатая. Поразительно живая и светлая героиня Джульетты Мазины, Кабирия-Мария, выживает в Риме так, как может в сложившихся обстоятельствах,  превратив себя в товар. Причём, выживает в буквальном смысле этого слова.
Фильм начинается со сцены её ограбления и попытки её утопить, предпринятой её же собственным дружком-альфонсом Джорджио ради небольших денег в её сумочке.
И заканчивается, описав оборот спирали, снова на берегу реки, куда её приводит для той же цели мнимый жених, аферист Оскар, после того, как она продала всё, что у неё было, чтобы начать новую жизнь со своим «ангелом».

А между этими двумя сценами – те самые ночи Кабирии и, отчасти, её дни.
·       В этих ночах и днях её «ночные смены» в кругу её товарок по ремеслу;
·       случайная встреча со знаменитым актёром, подобравшим её на улице просто ради компании, после ссоры со своей подругой;
·       другая встреча с человеком, развозящим милостыню бездомным, живущим в канавах на городской окраине;
·       представление фокусника-гипнотизёра, где её используют на потеху зрителям и где её и заприметил Оскар;
·       паломничество к Мадонне в толпе людей,требующих чуда и благодати, и удивлённая обида на то, что ничего не изменилось;
·       свидания с Оскаром;
·       разговор с монахом, говорящим о благодати и семейном счастье.
Этакая Антизолушка, рассказанная добрым, но честным сказочником Феллини в середине двадцатого века. Для зрителя из СССР она, наверное, смотрелась как грустная сказка о девочке, потерявшейся в каменном лесу большого капиталистического города.

А вот для зрителя, пережившего свою страну, имевшего возможность сравнить жизнь в СССР и жизнь без СССР, это уже не сказка, а страшный ночной морок, вырвавшийся в явь. В этом мороке для человека закрыты ВСЕ пути восхождения.
·       Ни образования;
·       ни осмысленного, общего с другими людьми дела;
·       ни искусства;
·       ни веры, которая не только в словах и обрядах, но в самой плоти жизни твоей и тех, кто рядом;
·       ни семьи, где старшие поддерживают и поднимают на своих плечах младших.  
Но не восходить живой человек не может (а Кабирия, повторюсь, очень живая). И вот она ищет путь в этом лабиринте, но за каждым новым поворотом попадает в очередной тупик, в котором стоит очередная фальшивка.
Концовка фильма, когда Кабирия, выходя из леса, встречает группу бродячих музыкантов в карнавальных колпачках, и кто-то из них говорит, что они заблудились, и это – не та дорога, но она идёт с ними, а потёкшая от слёз тушь на её лице выглядит весьма под стать их гриму, невольно навевает ассоциации с Гаммельнским Крысоловом и Балаганчиком Блока.
У меня нет вопросов к Феллини – он создал очень человечный и в высшей степени гениальный фильм. У меня нет вопросов к героине фильма – она прекрасна даже в своём крайнем унижении. У меня есть вопрос к самой себе и всем нам.

Вот он. Не пора ли нам проснуться от этого морока и вернуть свою страну, в которой человеку есть куда и зачем восходить?


  • 1

Жаджа целостности в лабиринте фальшивок

Как зрителю не сопереживать Кабирии? Проститутке с удивительно чистой душой, пытающейся вырваться с того дна, куда её загнала жизнь, но вечно становящейся жертвой обманов и фальшивок. Как будто бы рок её преследует. Её история перекликается с Марией Египетской, блудницей ставшей святой, но чего ей не хватает? В своей детской надежде на лучшее, она не замечает как её в очередной раз обманывают. Этот неубиваемый оптимизм свидетельствует о большой силе воли, которая заслуживает всяческих похвал, но это оптимизм самообмана. Начать выходить из катастрофы можно только тогда когда взглянешь правде в глаза и назовёшь вещи своими именами. А чтобы взглянуть правде в глаза нужен холодный рассудок.

В своём цикле статей "О коммунизме и марксизме" (http://rossaprimavera.ru/article/o-kommunizme-i-marksizme-29), С.Е. Кургинян говорит о Марксе как о философе поставившем перед собой монументальную задачу - восстановить целостоность между сферами рационализма и романтизма. Между материальным и идеальным. Между гносеологией и этикой. Между ответом на вопрос "как?" и на вопрос "зачем?". Человек восстановивший в себе эту целостность уже не купится на фальшивку привращённой формы.

Вот чего не хватает Кабирии для освобождения из этого заколдованного круга! По отдельности, ни рационализм, ни романтизм её не освободят. Но вместе, они позволят ей заметить странность той фальшивки которую очередной мошенник ей пытается подсунуть, а заметив странность - понять разницу между этой фальшивкой и тем высоким и единственно освободительным к которому, ни смотря ни на что, стремится её чистая душа. Вооружившись этой целостностью, Кабирия одержит победу в своём духовном сражении и станет Марией Египетской нашего времени!

Re: Жаджа целостности в лабиринте фальшивок

Спасибо большое, очень содержательный комментарий ))

  • 1