?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
НОЧИ КАБИРИИ
Память об СССР
v_cccp
kinopoisk.ru-Le-notti-di-Cabiria-1676746.jpgLe-notti-di-Cabiria-1.jpg
Я очень люблю фильмы Феллини, но «Ночи Кабирии» оказались пробелом в моём образовании. И вот сегодня, на 54-ом году собственной жизни и на 60-ом году жизни фильма, я его восполнила.

История  вроде бы совсем незамысловатая. Поразительно живая и светлая героиня Джульетты Мазины, Кабирия-Мария, выживает в Риме так, как может в сложившихся обстоятельствах,  превратив себя в товар. Причём, выживает в буквальном смысле этого слова.
Фильм начинается со сцены её ограбления и попытки её утопить, предпринятой её же собственным дружком-альфонсом Джорджио ради небольших денег в её сумочке.
И заканчивается, описав оборот спирали, снова на берегу реки, куда её приводит для той же цели мнимый жених, аферист Оскар, после того, как она продала всё, что у неё было, чтобы начать новую жизнь со своим «ангелом».

А между этими двумя сценами – те самые ночи Кабирии и, отчасти, её дни.
·       В этих ночах и днях её «ночные смены» в кругу её товарок по ремеслу;
·       случайная встреча со знаменитым актёром, подобравшим её на улице просто ради компании, после ссоры со своей подругой;
·       другая встреча с человеком, развозящим милостыню бездомным, живущим в канавах на городской окраине;
·       представление фокусника-гипнотизёра, где её используют на потеху зрителям и где её и заприметил Оскар;
·       паломничество к Мадонне в толпе людей,требующих чуда и благодати, и удивлённая обида на то, что ничего не изменилось;
·       свидания с Оскаром;
·       разговор с монахом, говорящим о благодати и семейном счастье.
Этакая Антизолушка, рассказанная добрым, но честным сказочником Феллини в середине двадцатого века. Для зрителя из СССР она, наверное, смотрелась как грустная сказка о девочке, потерявшейся в каменном лесу большого капиталистического города.

А вот для зрителя, пережившего свою страну, имевшего возможность сравнить жизнь в СССР и жизнь без СССР, это уже не сказка, а страшный ночной морок, вырвавшийся в явь. В этом мороке для человека закрыты ВСЕ пути восхождения.
·       Ни образования;
·       ни осмысленного, общего с другими людьми дела;
·       ни искусства;
·       ни веры, которая не только в словах и обрядах, но в самой плоти жизни твоей и тех, кто рядом;
·       ни семьи, где старшие поддерживают и поднимают на своих плечах младших.  
Но не восходить живой человек не может (а Кабирия, повторюсь, очень живая). И вот она ищет путь в этом лабиринте, но за каждым новым поворотом попадает в очередной тупик, в котором стоит очередная фальшивка.
Концовка фильма, когда Кабирия, выходя из леса, встречает группу бродячих музыкантов в карнавальных колпачках, и кто-то из них говорит, что они заблудились, и это – не та дорога, но она идёт с ними, а потёкшая от слёз тушь на её лице выглядит весьма под стать их гриму, невольно навевает ассоциации с Гаммельнским Крысоловом и Балаганчиком Блока.
У меня нет вопросов к Феллини – он создал очень человечный и в высшей степени гениальный фильм. У меня нет вопросов к героине фильма – она прекрасна даже в своём крайнем унижении. У меня есть вопрос к самой себе и всем нам.

Вот он. Не пора ли нам проснуться от этого морока и вернуть свою страну, в которой человеку есть куда и зачем восходить?

  • 1
Очень похоже мне думалось при просмотре этого фильма совсем недавно.

В СССР этот фильм смотрелся совсем по-другому. Как будто страшная история из какого-то несуществующего уже прошлого - такое никогда не может быть у нас. А оказалось - может. А сейчас смотришь и думаешь: "Что же мы потеряли!" В 1957 году Италия и СССР - бездна. Недаром иностранцы, которые к нам приезжали, говорили: "Вы даже не представляете, какие вы счастливые! Как вы хорошо живете!" Это уже в конце 1970-х мне лично говорили. А мы, дураки, скептически кивали головами. Вот и докивались... Прошлое стало нашим настоящим.

Спасибо большое. Хорошая статья.

Мне ещё предстоит открыть для себя Феллини, возможно.
Не хватает мне у него глубины драмы. Слишком всё легковато-суетливо. Вроде бы мрак, но недостаточно серьезный.
Хотя, чего я придираюсь, Феллини не Тарковский.
Итальянцы мне иногда напоминают грузинов.))

или турков ))

Да, Феллини странен. А не странен кто ж? ))
Но он гениальный режиссер, этого не отнимешь. Чего я не могу сказать о Бертолуччи или Кавани (говоря об итальянской школе кинематографа). Близок к нему по таланту, может быть, Висконти. Но Фелини однозначно гуманистичен. Висконти - под вопросом. Бертолуччи - играется. Это, конечно, мое, сугубо личное мнение. ))


Попробуйте начать со "Сладкой жизни".

Посмотрю, спасибо.

Вот у французов драма есть, даже в комедиях.
Как-то незримо и бессознательно. Будто все вокруг болеют лихорадкой, но уже давно об этом забыли. Включая режиссеров.

)))))Может быть поэтому русский человек так любит французскую комедию? Нравится, когда лихорадит. ))

А каково Ваше мнение по поводу Тарковского?

Мне кажеться, Тарковский очень тонко чувствовал Достоевского. Он с ним говорит, как бы. Не везде, конечно. Но в "Андрее Рублёве" и "Солярисе" это наиболее ярко ощущается.

Понятно, что это всё исключительно субъективные, еле уловимые вещи. Почти, что ничего не сказать. Но пока отчетливого мнения о Тарковском у меня нет.

А последний Тарковский - "Жертвоприношение" и "Ностальгия"?

Вот эти фильмы я как раз ещё не смотрел. Посмотрю обязательно.

Вот и я того же мнения, хоть и стыдно признаться... ))

НОЧИ КАБИРИИ

Пользователь ihlmhf сослался на вашу запись в своей записи «НОЧИ КАБИРИИ» в контексте: [...] Оригинал взят у в НОЧИ КАБИРИИ [...]

Жаджа целостности в лабиринте фальшивок

Как зрителю не сопереживать Кабирии? Проститутке с удивительно чистой душой, пытающейся вырваться с того дна, куда её загнала жизнь, но вечно становящейся жертвой обманов и фальшивок. Как будто бы рок её преследует. Её история перекликается с Марией Египетской, блудницей ставшей святой, но чего ей не хватает? В своей детской надежде на лучшее, она не замечает как её в очередной раз обманывают. Этот неубиваемый оптимизм свидетельствует о большой силе воли, которая заслуживает всяческих похвал, но это оптимизм самообмана. Начать выходить из катастрофы можно только тогда когда взглянешь правде в глаза и назовёшь вещи своими именами. А чтобы взглянуть правде в глаза нужен холодный рассудок.

В своём цикле статей "О коммунизме и марксизме" (http://rossaprimavera.ru/article/o-kommunizme-i-marksizme-29), С.Е. Кургинян говорит о Марксе как о философе поставившем перед собой монументальную задачу - восстановить целостоность между сферами рационализма и романтизма. Между материальным и идеальным. Между гносеологией и этикой. Между ответом на вопрос "как?" и на вопрос "зачем?". Человек восстановивший в себе эту целостность уже не купится на фальшивку привращённой формы.

Вот чего не хватает Кабирии для освобождения из этого заколдованного круга! По отдельности, ни рационализм, ни романтизм её не освободят. Но вместе, они позволят ей заметить странность той фальшивки которую очередной мошенник ей пытается подсунуть, а заметив странность - понять разницу между этой фальшивкой и тем высоким и единственно освободительным к которому, ни смотря ни на что, стремится её чистая душа. Вооружившись этой целостностью, Кабирия одержит победу в своём духовном сражении и станет Марией Египетской нашего времени!

Re: Жаджа целостности в лабиринте фальшивок

Спасибо большое, очень содержательный комментарий ))

НОЧИ КАБИРИИ

Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «НОЧИ КАБИРИИ» в контексте: [...] Оригинал взят у в НОЧИ КАБИРИИ [...]

НОЧИ КАБИРИИ

Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «НОЧИ КАБИРИИ» в контексте: [...] Оригинал взят у в НОЧИ КАБИРИИ [...]

  • 1